Акселерометр – это прибор для измерения ускорений, перегрузок, угла крена. Используется он в авиации, автомобильной промышленности, медицине, системах автоматики и т.д. Главной частью акселерометра является датчик ускорения. До недавнего времени это был технически сложный и дорогостоящий узел, который в радиолюбительской практике не применялся. Научный прорыв, осуществлённый фирмой Analog Devices, позволил изготавливать датчики ускорения в виде малогабаритных дешёвых интегральных микросхем серии ADXL. Технология получила название iMEMS (integrated Micro Electro Mechanical Systems – интегральные микроэлектромеханические системы). Физический принцип работы системы основан на изменении ёмкости двух конденсаторов, образованных двумя неподвижными и одной подвижной пластиной (Рис. 1).
Рис.1. Эквивалентная схема датчика ускорения
Датчики ADXL (и подобные им датчики производства других фирм) сейчас широко используются при измерениях силы инерции, ударов, вибрации. По сравнению с пьезоэлектрическими акселерометрами, они позволяют измерять не только динамическое, но и постоянное во времени ускорение. Электронная начинка датчиков ускорения сложная, но на выходе обычно формируются сигналы одного из двух видов: постоянное аналоговое напряжение или импульсы с переменной частотой/скважностью. Различают одно-, двух- и трёхосевые датчики ускорения, соответственно, для контроля линейных перемещений, для движения по ровной поверхности и для полной ориентации в пространстве (Рис. 2, а...д)
Рис.2. Схемы подключения датчиков ускорения к МК
Источник: 1000 и одна микроконтроллерная схема. С. М. Рюмик. Вып. 1